Всем нам, в начале нашей фото-карьеры, в каком-то автоматическом порядке, навязывается "правило третей".
О нем пишут все и везде. И мы стараемся всячески его придерживаться, не нарушать, ибо, и в правду, как-то кадры стали лучше, после того, как мы узнали о нем. Согласитесь ведь?! А на самом ли деле оно так? Может быть все же можно и нужно строить композицию без этого закона? Давайте попробуем разобраться.
Цель фотографа — создавать произведения искусства, которыми в дальнейшем будет наслаждаться его зритель. Я фотограф, и у меня много знакомых фотографов, с которыми происходит обмен опытом и новыми идеями. И как-то раз я поймал себя на чувстве, что что-то мешает моим кадрам, начали выяснять что, и как вы думаете? Да! Пришли к выводу, что это оно - правило третей, из-за него все беды.
От композиции в кадре зависит много, а точнее все! Но пользуясь правилом 3, при ее создании, мы оказываемся в углу однообразности и шаблонности. И это так оно и есть.
Миф№1 Правило третей делает изображение приятным для глаза.
Уверен, вы слышали и читали это выражение множество раз. Оно упоминается практически везде. А что оно означает? Говорит ли это о том, что объекты нужно непременно располагать на пересечении каких-то условных линий? Вовсе не обязательно!
Композицию зритель воспринимает легко в том случае, если его не отвлекают ненужные составляющие. Такое восприятие получается не обязательно из-за применения сетки третей. Этому вполне поспособствует гештальтпсихология, то есть реакция нашего мозга на зрительные раздражители. Скажем, Анри Картье-Брессон использует технику определенной связи главного объекта и фона, поэтому зритель отчетливо может различить фон и человека.
Дэвид Беллемер направляет взор смотрящего на основной объект благодаря технике «Наибольшая зона контраста».
Миф No 2. Использование правила третей – признак профессионализма!
Не всегда верно! Скорее просто звучная фраза насчёт правила. Скажем, работы профессионального фотографа современности, Энни Лейбовиц, которая воодушевляет многих. Посмотрите на сетку и подумайте, пользовалась ли ею Энни?
Поначалу видим, что верхняя граница камина идет вдоль линии. А теперь обратите внимание на людей, костюмы. Некоторые из них находятся по линиям, но расположены не точно. В лучшем случае под правило подойдет ещё пара взглядов внизу. А что, если сейчас наложить динамическую симметрию?
Данную занимают положение согласно сетке и соответствуют правилу динамической симметрии.
В каждой из четырёх фигур √4 можно расположить по три такие же размером один к полутора
Теперь вы видите всю сеть решетчатой системы.
Подобная техника используется во всём, её можно увидеть как в снятых изображениях, так и в скульптурах. Применение диагоналей, перпендикулярных и горизонтальных прямых помогает придать целостность изображению.
Примером подобной симметрии является работа «Лаокоон и его сыновья».
Миф No3. Благодаря применению правила взгляд смотрящего будет скользить по фотографии.
Далеко не верно. Недостаточно лишь разместить персонаж в определенной зоне, необходимо осознать, как будет смотреться картина целиком.
Для создания эффекта скольжения взгляда по снимку, можете воспользоваться одним из приемов гештальтпсихологии, а именно «законом продолжения». Пожалуй, лучшим эффектом обладает принцип «арабеска».
«Арабеска», Тэвис Лиф Гловер
Арабеска помогает создать направление движения, благодаря размещению криволинейного объекта на картине. Многие удачные изображения основаны на этом использовании этого инструмента.
Арабеска, Винсент Ван Гог
Техника «совпадения» также служит для того, чтобы зритель ощутил восприятия движения нескольких объектов в кадре.
Секрет её в прерывистых наполняющих линиях и полосах, которые мозг дополняет сам, легко воспринимая не хватающие элементы.
Караваджо, прячет направляющие прямые.
Энни Лейбовиц умело располагает мужчину и женщину в пространстве, достигая подобного эффекта. Обратите внимание на положение рук и ног.
Э.Лейбовиц. Закон «продолжения»
«Мона Лиза» служит хорошим образцом сходства, а также «Рождение Венеры» является примером совпадений.
Картины да Винчи и Бугро, демонстрирующие «совпадения»
Миф No4. Основной объект нельзя помещать в середине.
Почему считается, что помещая персонаж в центр, получите неудачный снимок? Откуда взялось такое мнение?
Тэвис Лиф Гловер
Человеку свойственен постоянный поиск равновесия в объектах, на которые он смотрит. Об этом говорит известный в гештальтпсихологии «закон симметрии». Соответственно, когда одного из персонажей отдаляем от центра, нужно соблюсти баланс, иначе получим неуравновешенное изображение.
Фото Тэвиса Лифа Гловера, нет равновесного персонажа.
Для создания хорошего баланса, нужно научиться пользоваться как вертикальным, так и горизонтальным (назовем их «воздушное пространство» и «направление взгляда»).
Вертикальный баланс относительно поперечной линии, проведенной через центр
Горизонтальная симметрия относительно продольной линии, проведенной через центр, взгляд в одну и другую стороны.
Картина Дега, горизонтальный баланс
Приведенная фотография, хоть герои и занимают центральное место, уравновешена, потому что присутствуют оба типа симметрии.
Тэвис Лив Гловер, снимок симметричен в обоих направлениях.
Перестать пользоваться сеткой третей, было делом не одного года. Раньше герои обязательно получались с какой-то из сторон, при этом я не думал о кадре целиком.
Фото Тэвиса Лифа Гловера до применения методов психологии.
Миф No5. Правило обеспечивает баланс в кадре.
Закон, о котором говорилось выше, помогает сохранить баланс фотографии. Но не следует забывать, что из-за правила третей человеческий взгляд отвлекается от основного персонажа, потому что присутствует лишние ненужные пиксели, лишняя территория в кадре.
Если поставить героя на линию сетки, при этом, не оценивая кадр в целом, то сами же этим сформируем негативную территорию.
На фото показано, что справа присутствует ненужное пространство, а всё интересное оказывается слева.
У некоторых фотографий негативная территория создается по задумке. К примеру, если нужно наполнить картину ощущением одиночества и отстраненности. Если она возникает случайно, без конкретной цели, значит данный кадр дело рук фотографа, только начинающего карьеру.
Грегори Крюдсон, наличие лишнего пространства.
Миф No6. Принцип сетки третей обязательно должны использовать в своих работах те, кто находится в начале своей карьеры как фотографа.
В большинстве случаев у тех, кто начинает, правило вызывает много путаницы. Сначала я тоже считал, что нашел нечто инновационное и хвастался перед другими.
Позже я зашел в безвыходное положение, перестал понимать, как быть дальше, вследствие неуклонного следования данным принципам.
«Плато» до обучения изобразительных техник.
Закон симметрии также прост в применении, как и правило третей.
Изначально внедрив в свою работу динамическую симметрию, можно добиться эффекта движения при помощи диагоналей, а также перпендикулярных и горизонтальных линий. Не имеет значения, что ты занимаешься фотографией, а не написанием картин. Во избежание хаоса, пусть число предполагаемых направлений будет ограничено тем, сколько диагоналей находится в прямоугольнике.
Вильям Бугро, создает ритм в своей работе.
Миф No7. Эпоха Ренессанса, либо древние греки подарили нам правило третей.
Первый источник, в котором затрагивается тема 3, это труд Дж.Т. Смита. Работа была написана английским художником в 1797 г. Исходя из его творений, он не был профессионалом своего дела.
Мнение о том, что Да Винчи любил правило третей также ошибочно. Столько всего потратить на усовершенствование собственных умений, постоянно обучаться и упражняться с какой целью? Свести все труды к использованию единственного правила? Разумеется, это не так.
Да Винчи брал на вооружение приемы, которыми пользуются для своих произведений искусства художники. Древнегреческие мастера также знали о силе совпадений, эллипса, расходящихся лучах и подобных приемах.
Отсутствие третей, Бугро.
Миф No 8. Точки силы способны удержать взгляд.
Дерево и горизонт.
Поместить главного героя согласно правилу сетки третей недостаточно для того, чтобы приковать взгляд зрителя. Зоны с высоким уровнем контраста справляются с этой задачей намного лучше.
Если сам герой будет контрастной зоной, то независимо от его позы внимание будет к нему приковано.
Объект для баланса и контраст на фото Т.Л. Гловера.
Ещё один момент, приковывающий взгляд, это так называемый «мерцающий край», содержащий какой-либо весьма отличающийся элемент, привлекающий к себе внимание.
Убрав по краям все мешающие детали, вам удастся задержать взгляд смотрящего в пределах фотографии.
Джеймс Уистлер, картина с отвлекающим элементом и без.
Миф No 9. Неудачный снимок можно исправить, пользуясь правилом третей.
Продумать кадр надо заранее перед проведением съемки. От того, что вы избавитесь от части фотографии после создания готового снимка, лучше она не станет.
Снимайте, предварительно обдумав снимок, без исправлений в дальнейшем.
Изучите психологию, ознакомьтесь с тем, как выстраивать композицию, тогда желаемые эффекты будут получаться легко. Не расходуйте место на кадре зазря в ваших работах.
Миф No 10. Драматизма можно добиться при помощи точек силы и золотых точек.
Ранее освещали, что просто разместив по линиям сетки персонаж, вы не добавите ему драматизма.
Т.Л. Гловер. Применение точек.
Трагический эффект можно увеличить, зная «закон близости». Отличным примером этого правила психологии является часть фрески Сикстинской капеллы. Герои похожи друг на друга. И драматизм здесь возникает за счет того, что их руки едва соприкасаются. До момента близости буквально миг.
Микеланджело
Драматизм данной фотографии опять же в близости, мужчина вот-вот и дотянется до женщины.
Тэвис Лиф Гловер
Напряжение на фото Крюдсона возникает за счет негативного расстояния между парой.
Закон близости, создающий напряжение.
Заключение.
Держать контакт со зрителем можно по-разному. Держите в голове все возможные принципы и методики и пользуйтесь ими при необходимости.
«Мсье Буало», фото Тулуз-Лотрек.
Стань профессионалом.
Прекратите пользоваться «законом» третей, фокусируйтесь на динамической симметрии. Обеими сетками пользоваться не трудно, но динамическая симметрия позволяет получить намного больше при создании изображения. Чтобы стать профессионалом, разберитесь, как сделать сильный снимок.